Речевые акты. Опыт по философии языка

Речевые акты. Опыт по философии языка
        «РЕЧЕВЫЕ АКТЫ. ОПЫТ ПО ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА» — произведение Дж. Сёрля (Searle J. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969). В нем развивается направление в философии языка, ориентированное на описание языка как средства коммуникации и исследующее языковые структуры преимущественно с прагматических позиций. Однако Сёрл (Джон) придерживается той линии исследования языковой прагматики и коммуникативного поведения, которую можно рассматривать как альтернативу витгенштейновской концепции языковых игр и связанного с ней тезиса «значение есть употребление».
        В противовес убеждению Витгенштейна в том, что ментальная составляющая никак не сказывается на языковом поведении, Сёрл (Джон) исходит из связи коммуникативных действий с состоянием сознания участников коммуникации. При этом Сёрл (Джон) опирается на тот анализ языка, который был проведен ранее его учителем Дж. Остином. Согласно ему, для понимания сути языковой деятельности необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на ее базовой единице — речевом акте. Именно изучение структуры речевого акта позволит понять, каким образом один человек, производя некоторые звуки, оказывается в состоянии выразить нечто осмысленное, а другой — нечто понять. Сёрл (Джон) разделяет общую для всех прагматически ориентированных исследователей языка установку, согласно которой говорение на языке включено в общий контекст человеческого поведения. Существенно, согласно Сёрлю, еще и то, что это поведение подчинено интерсубъективно разделяемым правилам. Тот факт, что речевой акт есть не просто набор звуков, а производится сообразно определенным правилам, и делает его способным выражать некий смысл. Поэтому одна из основных задач проводимого в книге исследования состоит в том, чтобы выяснить, каким именно правилам должны соответствовать речевые акты и как эти правила конституируют их произнесение. Правила определяются конвенцией, принятой в сообществе. Относительно этой конвенции Сёрл (Джон) специально оговаривается, что ее нельзя считать языковой конвенцией, поскольку она не связана ни с каким конкретным языком. В частности, она не зависит от синтаксиса языка. Сёрл (Джон) предполагает, что система правил, определяющих произнесение речевых актов, одинакова в любом языковом сообществе, каким бы языком оно ни пользовалось.
        Из всех аспектов речевого акта, описанных Остином, Сёрл (Джон) придает наибольшее значение иллокутивному. С другой стороны, необходимой составляющей речевого акта является выражаемая им пропозиция. На этом основании Сёрл (Джон) представляет общую структуру речевого акта в виде F(p), где F — иллокутивная сила, гр — пропозициональное содержание. Иллокутивная сила выражается говорящим и должна быть опознана слышащим, благодаря правилам, конституирующим произнесение.
        Каждый иллокутивный акт (напр., вопрос, требование, обещание) производится сообразно присущим ему специфическим правилам и осуществляется при наличии определенной совокупности условий. Выполнение правил и создает, в конечном счете, условия успешной (successful) и не содержащей изъянов (non-defective) коммуникации.
        Проводя подробный анализ условий осуществления иллокутивных актов, Сёрл (Джон) обращает внимание на два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, вся совокупность условий так или иначе определяется отношением говорящего и слышащего к выражаемой в речевом акте пропозиции. Иными словами, осуществление речевого акта тесно связано с теми психологическими состояниями, которые присущи участникам коммуникации. Во-вторых, правила, конституирующие совершение иллокутивного акта, не являются языковыми правилами. Во всяком случае, они никак не связаны со структурой языка, его синтаксическими и семантическими единицами. Этот результат анализа речевых актов предвосхищает сделанный в более поздних работах Сёрля вывод о том, что философия языка производна от философии сознания (Сёрл (Джон)Дж. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987. С. 96—126).
        Опираясь на анализ речевых актов, Сёрл (Джон) обращается к традиционным проблемам философии языка, прежде всего к темам референции и предикации. Референция, согласно Сёрлю, представляет собой речевой акт, осуществляемый в рамках некоторого иллокутивного акта, и выражающий намерение говорящего указать и однозначно идентифицировать для слышащего определенный объект. Иными словами, референция есть вспомогательное действие, успешное осуществление которого тем не менее составляет условие успеха коммуникации. Что касается предикации, то Сёрл (Джон) обнаруживает, что рассмотрение роли предиката в речевом акте заставляет пересмотреть некоторые традиционные взгляды на значение предикатных терминов. Он замечает, что связь субъекта с предикатом (если ограничиться простой субъектно-предикатной схемой) зависит от иллокутивной силы речевого акта. Напр., вопрос предполагает выяснить, действительно ли объекту присуще обозначаемое предикатом свойство; требование побуждает к действию, в результате которого объект будет обладать этим свойством в будущем, и т.д. Поэтому предикация не является самостоятельным речевым актом. Этим она принципиально отличается от референции, которая указывает на объект независимо от того иллокутивного акта, в рамках которого осуществляется.
        Это наблюдение позволяет Сёрлю отвергнуть точку зрения Фреге, попытавшегося отождествить предикацию с референцией. По мнению Сёрля, убеждение Фреге в том, что предикатный термин указывает на особую сущность, называемую свойством (подобно тому, как имя указывает на объект), приводит к противоречиям и игнорирует различие ролей предикации и референции в иллокутивном акте. С другой стороны, Сёрл (Джон) отвергает и строгий номинализм, не допускающий использования квалифицированных переменных для предикатов. Сказать, что некоторое свойство существует, означает, по мнению Сёрля, лишь то, что пропозиция, приписывающая это свойство некоторому объекту, имеет смысл. Ее смысл определяется той функцией, которую она выполняет в иллокутивном акте.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Речевые акты. Опыт по философии языка" в других словарях:

  • прагматика —         ПРАГМАТИКА (от греч. pragma дело, действие) область исследований, в которой изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Термин «П.» был введен в конце 30 х гг. 20 в. Ч.У Моррисом для обозначения одного… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… …   Социология: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований… …   История Философии: Энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ОСТИН — (Austin) Джон (1911 1960) британский философ аналитик, представитель лингвистической философии. Проф. Оксфордского ун та (1952 1960). В основе концепции О. лежит идея, что главной целью филос. исследования является прояснение выражений обыденного …   Философская энциклопедия

  • синтактика —         СИНТАКТИКА раздел лингвистики и семиотики, изучающий отношения между знаками в рамках знаковой системы. Предметом С, в частности, является сочетаемость знаков, правила построения знаковых выражений.         С, рассматриваемая наряду с… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФУКО — 1. ФУКО (Foucault) Мишель (Поль Мишель) (1926 1984) французский философ, теоретик культуры и историк. Окончил Высшую нормальную школу. Лиценциат по философии (1948) и по психологии (1949) в Сорбонне. Диплом по психопатологии Парижского института… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»